+7 (499) 500-14-62
edu@acomfort.me
Войти
Авторизация

Ответы на вопросы участников вебинара

Вопрос: Где можно найти методические рекомендации для учителя, работающего с ребенком с ОВЗ?

Первый и основной документ сейчас, он же методический для учителя, работающего с ребенком с ОВЗ, – это Федеральный государственный образовательный стандарт, который должен стать настольной книгой для вас, где прописаны все требования реализации программ.

Второй документ – это примерная адаптированная основная общеобразовательная программа, которая размещена на сайте ФГУ с реестром. Их 9, в зависимости от того, какое ограничение у ребенка, какая спецификация, нужно выбрать соответствующую программу.

На основе этих примеров программ разрабатывается своя программа.

В этом году активно осуществляется деятельность по обсуждению и доработке примерных рабочих программ для учителей. Для первых классов по всем предметам, по всем 9-ти ограничениям.

Эти программы после экспертных осуждений и принятия экспертами Российской академии образования будут включены в реестр примерных программ.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, где можно взять программу по физической культуре для инвалидов-колясочников?

В этом году завершается проект по разработке примерных адаптированных программ по физической культуре и для дошкольников, и для школы, и для среднего и высшего профессионального образования. И они также готовятся во включение местных программ.

Вопрос: Как вы считаете, готовы ли наши детские сады к приему детей-инвалидов?

В детских садах есть очень приличные практики, разработанные специалистами в течение нескольких лет, по работе с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья, и на всех мероприятиях, всероссийских совещаниях мы стараемся их включать. Осуществляется финансовая поддержка из федерального бюджета, бюджетов субъектов на создание условий в детских садах для детей-инвалидов.

Вопрос: Готовность общества принять детей-инвалидов?

Самая большая проблема в системе образования детей-инвалидов не в финансовой составляющей, а в качественной подготовке педагогов. И самое важное, основной вопрос – это принятие, формирование толерантного отношения общества как у родителей, у детей, так и у педагогов к принятию детей с ограниченными возможностями.

Вопрос: Какова доля ответственности родителей за образование и развитие детей-инвалидов?

Родители несут ответственность с самого рождения за его развитие, воспитание, здоровье, образование и т. д. Законом об образовании у нас предусмотрено ответственность родителя за образование такого ребенка. Мы понимаем, как важен вклад педагога. Ответственность должна быть распределена между педагогами и родителями, и самое главное, на мой взгляд, это действительно очень конструктивное взаимодействие, не противостояние, а именно взаимодействие. Почему мы говорим, что родитель должен в обязательном порядке являться членом команды в реализации программы, понимать, что происходит с ребенком, какие педагогические воздействия на ребенка, в чем заключается суть программы, которая реализуется для ребенка. В чем содержание той коррекционно-развивающей помощи специалистами, которые оказывают помощь ребенку. Ведь очень часто родитель не просто информирован, он внес вклад в часть образовательной программы, расписывается там, что знает, он согласен, и он готов вместе с педагогами принимать участие в реализации этой программы. Все мы понимает, что детки наши разные, и каждому ребенку требуется свой объем помощи. Все мы понимаем, что просто в рамках школьных занятий этого не достаточно, родители еще много усилий прикладывают к тому, что найти дополнительную помощь специалистов. И педагог должен проконсультировать родителя, какой вклад он может внести в сопровождение ребенка, реализации программы и в домашних условиях и помимо школы, уроков, и давать определенные задания для закрепления темы урока. И родитель тоже вкладывается в это. И результат, конечно, будет совершенно другой, когда всегда уделяют внимание вопросу консультирования родителей. Мы заложили разработку таких учебников в мероприятие государственной программы «Доступная среда». Вместе с тем, Питерский университет второй год занимается серьезной научно-исследовательской работой, работой по адаптации всех имеющихся учебников для начальной школы, есть учебники уже за первый класс. По каждому предмету, каждый учебник адаптируется для ребят.

Вопрос: Интересный материал, спасибо. Где можно найти методические рекомендации для учителя, работающего с ребёнком с ОВЗ.

Первый и основной документ сейчас, он же методический для учителя, работающего с ребенком с ОВЗ, – это Федеральный государственный образовательный стандарт, который должен стать настольной книгой для вас, где прописаны все требования реализации программ.

Второй документ – это примерная адаптированная основная общеобразовательная программа, которая размещена на сайте ФГУ с реестром. Их 9, в зависимости от того, какое ограничение у ребенка, какая спецификация, нужно выбрать соответствующую программу.

На основе этих примеров программ разрабатывается своя программа.

В этом году активно осуществляется деятельность по обсуждению и доработке примерных рабочих программ для учителей. Для первых классов по всем предметам, по всем 9-ти ограничениям.

Эти программы после экспертных осуждений и принятия экспертами Российской академии образования будут включены в реестр примерных программ.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, где взять адаптивную программу по физической культуре для инвалидов-колясочников, подскажите литературу.

В этом году завершается проект по разработке примерных адаптированных программ по физической культуре и для дошкольников, и для школы, и для среднего и высшего профессионального образования. И они так же готовятся во включение в реестр программ.

Вопрос: Как вы считаете, готовы ли наши детские сады к приему детей-инвалидов?

В детских садах есть очень приличные практики, разработанные специалистами в течение нескольких лет, по работе с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья, и на всех мероприятиях, всероссийских совещаниях мы стараемся их включать. Осуществляется финансовая поддержка из федерального бюджета, бюджетов субъектов на создание условий в детских садах для детей-инвалидов.

Вопрос: В общеобразовательной школе никакая адаптационная программа не разрабатыватся. Либо общая программа, либо домашнее обучение. Ребенку уже 15, а говорим об этом уже 10 лет со школой.

Это вопрос индивидуальный, нельзя сказать, что это практика повсеместная, нужно понять, куда вы обращались с этим вопросом, помимо школы. Есть вышестоящие инстанции.

С 1.09.2016 вступили в силу федеральные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями, эти стандарты применимы к детям, которые пошли в первый класс 01.09. Все остальные детки обучаются по тем программам, по которым обучались и ранее, но нельзя сказать, что наши новые стандарты несут что-то сверхновое, сверхглобальное, непонятное, которое ранее никогда не делалось, они просто нормативно закрепляют все требования и структурируют, подходят к образованию каждого ребенка с особенностями в развитии.

Если говорить об обучении на дому, это действительно проблема, достаточно много обращений за последнее время, они касаются количества часов для обучения на дому, есть регион, в частности Московская область. Я не знаю, как на сегодняшний день, но пару месяцев назад этот нормативный акт действовал, который закрепляет количество часов на домашнее обучение   8 часов, это, конечно, полное нарушение законодательства, это совершенно не правильно. Стандарты должны реализовываться в полном объёме для каждого ребенка, как положено, плюс узкие специалисты, если ребенок в этом нуждается, если он обучается на дому. Для обучение на дому должно быть медицинское заключение. Не педагогическая комиссия, не школа, не садик, не родители   только медицинское заключение. Только медицинское заключение дает право обучаться ребенку на дому. Но это не значит, что есть какое-то ограниченное количество часов для каждого ребенка, каждого региона. Скорее всего, это так, что каждому ребенку, обучающему на дому, чаще всего это дети с большим количеством нарушения, разрабатывается специальная индивидуальная программа для развития   и количество часов будет тоже индивидуально. И это может определять только образовательная организация. Специализированные педагоги разрабатывают программу и определяют, сколько часов необходимо заниматься с ребенком с ограниченными возможностями.

Вопрос: Я работаю в ДОУ тьютором с детьми с ОВЗ. Эта должность новая. Не совсем еще сформирован круг обязанностей тьютора. Много вопросов, в том числе и по работе с родителями таких деток. Как должна строиться работа именно тьютора с родителями?

Тьютор включает отдельные дисциплины профессиональных стандартов в области воспитания, этот профессиональный стандарт одобрен ещё Советом по профессиональным стандартам, Что касается именно работы с родителями тьютора, это особая роль. Очень важно, тьютор является островом между образовательной организацией и родителями, который помогает ориентироваться, как движется ребенок по образовательному маршруту, необходимо ли вносить какие-либо коррективы в программу, что происходит с ребенком, какие изменения. Конечно же, требуется корректировка программы, и тогда тьютор находится в постоянном взаимодействии с родителем, они выводят на психологический консилиум, чтобы принять такое решение. Внести изменение в программу или может, можно провести методическую комиссию. Я хочу отметить коллеги, родители, что рекомендованная программа — это не есть навсегда. Если у ребенка произошли какие-либо улучшения в развитии, и он действительно может брать больше материала, снова собрать комиссию и заменить образовательную программу. Или наоборот, если ребенок не справляется с программой, ему сложно, и он не успевает, то программа пересматривается.

Вопрос: Какую АООП можно реализовать с ребёнком, у которого симптоматическая фокальная эпилепсия со сложными парциальными приступами и синдромом Ангельмана? Ребёнок проживает в глубинке. Спасибо.

Неважно, где проживает ребенок, в каких условиях он учится, если ему потребуется индивидуализированная программа, то она должна быть разработана. Если ребенку нужна какая-та другая программа, должны помочь ребенку и выделить специалиста. В первую очередь это психолог, педагогическая комиссия. Помимо психолога, дефектолога, еще можно привлечь психиатра. Если его нет в штате, то связаться со специалистами, и принимать решения и рекомендации.

Вопрос: Ребёнок не слышит без аппарата. Посещает обычную группу детского сада.Не лучше ли было бы этому ребёнку посещать специализированный детсад? Надо ли советовать родителям это сделать?

В первую очередь, нужно понять, что происходит с ребенком. На самом деле он не слышит. Какие причины? Обследовать при этом. Обращались ли родители за специализированной помощью. Выдавался ли аппарат, почему он его не носит? Причины могут быть разные. Если кто-то не может определить, в какое учреждение ему нужно, ему надо помочь узнать, где и какие условия созданы. Прежде чем рекомендовать, нужно понять, что происходит с ребенком. 

Вопрос: Огромное спасибо за полезную информацию, которую вы предложили на данном вебинаре. С учетом введения ФГОС ОВЗ с 2016-2017 учебного года остается открытым вопрос о кадровом и методическом сопровождении данной категории учащихся и родителей.

Мы требовали от всех регионов, что все педагоги первых классов, которые набирают детей в обязательном порядке должны пройти соответственную подготовку. Если у педагога нет специального образования, ему необходимо пройти курсы повышения квалификации.

Методическую помощь должны оказывать на базе коррекционных школ в отделе образования, ресурсные центры, там есть специалисты с опытом работы, и конечно же, они должны помогать тем педагогам, которые работают в обычной ОО.

С этого года на базе Московского государственного психологического университета работает федеральный ресурсный центр по сопровождению детей с расстройствами и физического спектра. У них сейчас работает официальный сайт. Они оказывают методическую поддержку, организовывают стажировки на базе ОО. Некоторые случаи плохо изучены, нет методического обеспечения. Обращайтесь, вам помогут.

Вопрос: В ДОУ зачислен ребенок аутист. Кто должен профинансировать сопровождающее его лицо? Спасибо!

Если родитель принес соответствующее заключение о том, что ребенок требуется в сопровождении, предъявляет документ в дошкольное образовательную организацию — это уже основание для того, чтобы организация решила этот вопрос.

Вопрос: Только на бумаге есть учебники! Школа активно пытается купить их для начальной школы, в частности, 4 класс!

Если речь идет об учебниках для слабовидящих, выходите на издательства. Все контакты у школ есть. Обращайтесь.

Вопрос: В условиях организации инклюзивного образования для эффективного взаимодействия с семьями, имеющими детей с ОВЗ, разработаны ли нормативы осуществления такого образования? Например: сколько детей с ОВЗ могут посещать группу с детьми общего развития? Какие специалисты и сколько должны работать в такой группе? Финансирование таких специалистов? Методическое обеспечение групп? Адаптивная программа?

Мы неоднократно говорили о том, что педагог не может работать, не зная нормативных документов по работе с детьми с особенностями развития.

Если речь идет о школе, приказ 1598, 1599 от 19 декабря 2014 года. Этими документами утверждены федеральные государственные образовательные стандарты. Для детей начального общего образования по категориям, второй стандарт для детей с интеллектуальными нарушениями.

Основной приказ о порядке организации в образовательной деятельности для детей дошкольного возраста   приказ 1015, вместе с тем у нас в 2015 году утверждены санитарно-гигиенические правила для ОО, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы, подписанные требования по каждой физиологии, по каждому ряду о включении ребенка в класс.

Если ребенок слабослышащий, какое количество детей   все написано в документе.

Если речь идет о детских садах, значит, требования СаНПИ по дошкольному образованию. Примерные программы, которые скоро появятся, это приказ 1014, в котором утвержден порядок организации образовательной деятельности. В отличие от приказа 1015 от уровня школьного обучения, здесь детальных требований нет. Я сегодня говорила о том, что подготовлен проект о внесении изменений в приказ 1014, где будет четко прописаны требования по количеству детей, по вузу, направленности, комбинированной, общеразвивающей направленности, и сколько таких специалистов, в том числе педагогов, должно быть. 

Вопрос: Необходимы учебники крупным шрифтом для 5-9 классов. Планируется ли их издание?

Все учебники с крупным шрифтом есть, также есть издательство «Просвещение», звоните, связывайтесь с издательством и приобретайте эти учебники.

Вопрос: Нельзя ли облегчить сдачу ЕГЭ для детей-инвалидов?

Каждая определенная категория детей, которым требуются специальные условия, организовать для того чтобы они могли сдавать ЕГЭ   это все прописано в нормативных документах, если требуется с привлечением времени для написания. Если ребенок идет далее получать образование, конечно, он должен владеть программой и со всеми сдать этот экзамен.

Вопрос: Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребенка-инвалида должна быть ориентирована на содержание ООП ДО, реализуемой в детском саду, и проходить через коррекционный раздел? Или в зависимости от количества воспитанников с ОВЗ обязательно должна быть разработана адаптированная образовательная программа?

Те программы, о которых я сказала и которые буду разработаны в течениеи реестра, на их основе ОО разрабатывает свою адаптированную персональную программу. Мы часто слышим в профессиональной среде такие понятия   АОП и АООП, хочу сказать, что АОП – общие понятия, адаптированная общеобразовательная программа. Адаптироваться она может по любому направлению. И в детском саду, и в школе, и в институте. Если АООП – то это адаптированная основная общеобразовательная программа.

Адаптированная программа построена таким образом, что у нас с разделами ОО полностью совпадает. Так коллеги строят эту работу. Профессионалы работали и над основной образовательной программой. В том числе адаптированная программа включает и коррекционную долю и в нашей программе, например, все расписано.

Вопрос: Планируется ли модернизация школьных логопедических служб, логопедических кабинетов, проведение Российских вебинаров, семинаров, форумов школьных учителей-логопедов для логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ, обучающихся-инвалидов, детей с нарушениями устной и письменной речи.

Да, коллеги мы понимаем, что назрела необходимость пересмотра, в том числе нормативного закрепления требований педагогическим службам. В этом году у нас реализуется проект по разработке вложений и утверждений приказом Министерства образования РФ о вложении психолого-методическом консилиуме. Этот документ уже в работе.

Вопрос: В связи с тем, что увеличивается количество обучающихся с ОВЗ в массовой школе, возникает необходимость в создании службы по сопровождению детей с ОВЗ в школе. Возможно ли онлайн-сопровождение ребенка с ОВЗ специалистами?

Никто не запрещает различные формы. Все решается на уровне субъекта ОО. Любые формы, чтобы помочь ребенку и его семье, возможны и доступны. Служба сопровождения   это очень важный вопрос. Без сопровождения психолога никакой качественной помощи не получится. Нужна помощь специалистов.

Вопрос: Уважаемые коллеги! У меня такой вопрос Я работаю учителем-дефектологом в детском саду. В нашем ДОУ есть консультативный пункт "Особый ребенок", где мы оказываем консультативную помощь детям с ОВЗ, которые не могут посещать детский сад из-за комплексных и тяжелых нарушений(синдром Ретта, синдром Фелан-Мак - Дери(детки с тяжелыми аутистическими нарушениями). Родители очень просят помощи педагогической, подскажите, пожалуйста, на что в первую очередь нужно направить внимание родителей (у всех деток глубокая умственная отсталость, речь отсутствует, навыков самообслуживания нет, интереса к предмету, человеку нет, вся деятельность сопряженная как с "тряпичной куколкой"). Спасибо.

Если нужно подсказать педагогическую помощь родителям, то методов много и знания есть, множество курсов различных и на официальных сайтах. в том числе. и в Академии повышения квалификации. Здесь два аспекта. Речь идет о психологической поддержке детей в этом плане, это тоже важно, можно организовать детско-родительские группы или и то, и другое. Можно применить методы, например, есть метод базальной стимуляции, который очень часто используется с проблемными детками. Если вы не слышали о них, то можно найти информацию на сайте Санкт-Петербургского института раннего вмешательства. Много материалов по оказанию педагогической помощи нашим деткам тяжелым есть в подмосковном Центре лечебной педагогики и в Скове, есть у этих организациях официальные сайты, контакты. Можно обратиться за помощью. Недостатка в этой информации нет. 

Вопрос: Вы говорите, что воспитатель/учитель должен знать всё о ребёнке. Но родители часто скрывают истинное положение относительно здоровья ребёнка, его диагноз. И по положению о неразглашении и сохранении личных данных, в т. ч. и медицинских, воспитатель не имеет права узнать его. Получается, воспитатель, работающий с группой детей с ОВЗ (в частности с ЗПР, в т. ч. и с детьми-инвалидами), работает вслепую. Разъясните, пожалуйста, этот момент. Большое спасибо.

Здесь тоже два аспекта в этом вопросе. О чем идет речь, все-таки о медицинском диагнозе и каких-то трудностей в здоровье ребенка, которые не предоставляются в образовательную организацию, несет определенную опасность, например, дети с эпилепсией, либо же речь все-таки идет, вы говорите, с группой детей с ОВЗ, в частности с ЗПР? Тогда специалисту, который знает и понимает особенности развития ребенка, знать его диагноз, конечно же, нужно, понимать нужно особенности его развития. Какой материал нужно вложить в программу, это уже другой вопрос.

Вопрос: Мы обычная общеобразовательная организация, в группах по 33 ребёнка. К нам пришёл ребёнок инвалид по зрению. Как нам реализовывать индивидуальную программу развития при отсутствии специалистов согласно штатному расписанию и невозможности сопровождения специалистов в рамках сетевого взаимодействия.

Если ребенку все-таки нужна индивидуальная программа, то ее должна порекомендовать составленная комиссия, в конце концов, есть психолог, педагогический консилиум. Если в образовательной организации нет специалистов, и нет возможности организовать взаимодействие, то это полное нарушение законодательства РФ. Никакая ОО не может отказать ребенку в приеме в ОО, потому что не созданы условия, нет оборудования, нет педагогов. Это задача №1   подготовка педагогов и создание условий в ОО для того, чтобы все дети могли получить образование. Да, требуются особые условия, мы должны составить их в большей или меньшей степени. Это постепенная работа, работа регулярная. Во всех регионах Федеирация в этом помогает. Мы движемся к этому.

Вопрос: Каковы действия родителей /законных представителей в следующей ситуации: ребенок-инвалид (ЗПР,ЗРР),зачислен в ДОУ в общеобразовательную группу, и его не включают в образовательный процесс, мотивируя тем, что он мешает другим детям на занятиях. В данный момент определить ребенка в специализированное учреждение/группу нет возможности (нет мест).

В первую очередь нужно разобраться что это за ребенок, какие трудности и какая помощь ему нужна.

Второй вопрос, нужен ли ребенку постоянно сопровождающий, это может быть тьютор или ассистент. Должна решить ОО. Для того чтобы такие рекомендации предложить родителям, необходимо проконсультироваться с психологом. Затем, чтобы специалисты определили, какая помощь нужна ребенку. И затем с заключением прийти в образовательную организацию для получения образования.

Вопрос: В детский сад поступил ребенок - инвалид с нарушениями ОДА, заключения ПМПК нет. Как поступить с разработкой индивидуальной адаптированной образовательной программы без заключения ПМПК?

Если нет заключения ПМПК, вы работаете по обычной программе. Если вы ведёте, что ребенок не берет программу, к нему нужен особый подход или какие-то средовые условия, то в любом случае есть специалисты, есть педагоги, воспитатели, методисты. Должен работать психолог. Если педагоги в силах исправить систему, такая помощь нужна ребенку, есть специализированный состав и совместно разрабатывается программа. Если она нужна. Дети с нарушениями ОДА разные, и в тоже время свободно осваивают общеобразовательную программу. Здесь все индивидуально.

Вопрос: Как так получается? ФГС реестр есть, а детей школа отправила на домашнее обучение после 7-ми лет учебы по общеобразовательной программе? Почему не предложили другой вариант? Почему не информировали родителей? Всегда обращались с вопросами к администрации.

Нужно более подробно разбираться с этим вопросом. Школа сама не вправе решать такие вопросы о домашнем обучении. Домашнее обучение может рекомендовать только медицинская комиссия. Соответствующая медицинская справка, которую родители предоставляют в ОО и пишут заявление, и только тогда ребенку организуется такое обучение.

Я бы предложила обратиться в управление образованием, чтобы решить этот вопрос.

Вопрос: На дому врачи рекомендуют 2 часа в день. Уроки сделать короче или количество их уменьшить?

Здесь все индивидуально, индивидуальный план, также нужно поработать с родителями, обсудить все индивидуально в зависимости от того все-таки, что нужно, либо основные предметы и тогда отводить больше часов по этим предметам. 

Вопрос: В каком нормативном документе указано количество часов в неделю учебного плана для обучающихся на дому? Спасибо.

Раньше был такой документ, это приказ министерства, который регламентировал количество часов для домашнего обучения. Сейчас он отменен в связи с тем, что по закону образования у нас обучение реализуется в соответствии с федеральным государственными образовательными стандартами. В зависимости от того, какую программу ребенок усваивает, столько часов он должен обучаться. Неважно, в классе, на дому.

Все индивидуально, только организация, педагоги могут определить, сколько ребенку нужно уделять времени на обучение. Если плохо усваивать, то рекомендуется не более 2-х часов в день заниматься. И также составление индивидуального плана.

Вопрос: Возможно ли организовать вебинар отдельно только для педагогов дошкольного образования, работающих с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами?

Да, эта инициатива приветствуется. Такой вебинар возможен, данный вопрос будет проработан.

Вопрос: Очень важно, ответьте, пожалуйста: уч план для ребенка-инвалида составлять по рекомендации врачей или всё-таки все предметы с короткими уроками?

Мы исходим из тех рекомендаций, которые были в заключении психолога и педагогической комиссии, которые после обследования выявили особенности у данного малыша и указала ту специфику, которая должна быть организована в процессе обучения.

Вопрос: А все ли дети после вашего колледжа трудоустроены?

Мы, сейчас не можем прямой связью обратиться к нашим коллегам, мы им передадим и ответ разместим.

Вопрос: Есть ли программа для работы с детьми даунятами, для раннего возраста?

Программы есть, наработок очень много, которые размещены в общем доступе.

Вопрос: Спасибо за интересную подборку тем. Как работника дошкольной образовательной организации интересовали вопросы по работе с детьми-инвалидами дошкольного возраста. Очень приятно, что практически каждый выступающий уделил внимание и этим деткам. Интересуют вопросы по составлению АОП для детей-инвалидов (по зрению, на 1 глаз) с сохранным интеллектом, для детей с врожденной тугоухостью в группах общеразвивающего вида и примерные рекомендации педагогов-воспитателей родителям этих детей.

Данные темы озвучены в рамках программы. В декабре запланированы курсы по повышению квалификации по разработке адаптированных программ для детей с нарушением зрения. С нарушение слуха будет чуть позже. На сайте ФГОС реестр. ру и там есть примерные программы. Про дошкольников – данные программы еще в разработке. С ними вы можете ознакомиться чуть позже.

Вопрос: Рисунок Эбру растворяется в воде после высыхания на ткани?

Рисунок после того, как переносится на ткань в воде не растворяется, краски имеют такую особенность, они остаются на поверхности, если вы не нарушаете технологию, нужно соблюдать баланс. Вы ее аккуратно снимаете с поверхности раствором, очищаете поверхность и можете создавать очередной шедевр. На ткани остается рисунок, а остальное вы убираете листком бумаги.

Вопрос: Чтобы использовать технику Эбру нужен сертификат?

Нужно освоить технологию, чтобы научиться работать с красками. Если вы хотите работать дальше в этом направлении, совершенствуйте свои навыки, пределу совершенства нет. Если человек не хочет транслировать свои знания, он может просто развиваться для себя. Для дачи уроков сертификат нужен. Но если вы хотите научиться у мастера, то вы можете получить сертификат у него.

Вопрос: Испытываем большую потребность в вебинаре по СИПРу и по проведению занятий по предмету "Речь и альтернативная коммуникация".

Это возможно, проведение вебинара по "Речи и альтернативной коммуникации". Это новый предмет, который проводится для детей инвалидов. Это дети, которые умственно отсталые. Возможно проведение субенаров и разработке уроков по этому предмету.

Программа у нас имеется, она переработана с учетом ФГОС, полученные в результате новых требований ФГОС и связанные с требованиями нашей современной жизнью, с нашими детьми, которые должны адаптироваться в нормальных условиях. Данная программа бюджетная.